postheadericon Инклюзивное образование

Уважаемые родители!
С 01.09.2016 года вступают в силу федеральные государственные
образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями
здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).  ФГОС ОВЗ и УО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее — АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
ФГОС ОВЗ и УО применяется только в отношении учащихся, зачисленных
на обучение по адаптированным основным общеобразовательным
программам (далее по тексту АООП) после 1 сентября 2016 года.
«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья» — термин
педагогический.
Одним из важнейших прав и свобод граждан в современном обществе
является право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативными актами государства. Статья 43 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на образование, обязательность, а также гарантию общедоступности и бесплатности основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Право на образование гарантируется и другими нормативно-правовыми
актами: Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998г., Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от
24.11.1995г., Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах
инвалидов» № 46-ФЗ от 03.05.2012г. и др.
Вопросы гарантий государства и реализации права граждан на образованиеподробно раскрыты в статье 3 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»№ 273-ФЗ от 29.12.2012г.
Так в части 5 статьи 5 «Право на образование. Государственные гарантии
реализации права на образование в Российской Федерации» указано «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными
государственными органами, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления:
— создаются необходимые условия для получения без дискриминации
качественного образования лицами с ограниченными возможностями
здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации,
оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языком,
методов и способов общения и условия, в максимальной степени
способствующие получению образования определенного уровня и
определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в
том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
При этом образование обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья «может быть организовано как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах группах или в отдельных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегической
целью в области образования является повышение доступности
качественного образования, соответствующего требованиям
инновационного развития экономики, современным потребностям
общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение приоритетной задачи –
модернизация системы образования как инструмента социального развития, включающей в том числе, создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья как адресаты инклюзивного образования
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или
затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-
инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в
установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или
постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и
нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят
дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи,
опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными
расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические
нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными
нарушениями развития.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и
относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым
тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка,
способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с
нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в
адаптированной к их возможностям индивидуальной программе
образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей с различными нарушениями развития.
Наряду с ростом числа детей с тяжелыми и комплексными нарушениями развития в последнее время обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий,
специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому,
что часть детей с ОВЗ к семи годам достигает близкого к норме уровня
психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а
потому считалось исключительным. Существенную роль в таком
изменении ситуации играет раннее (на первых годах жизни) выявление и
ранняя комплексная помощь детям, внедрение в практику научно
обоснованных и экспериментально проверенных форм организации
совместного обучения здоровых дошкольников с детьми с ОВЗ,
принципиально новых подходов и технологий их воспитания и обучения.
Вследствие этого часть детей с ОВЗ, наиболее близких по своему
развитию к нормативному, закономерно перераспределяется из
специального образовательного пространства — специальных
(коррекционных) школ — в общеобразовательное пространство массовой
школы. Основная причина — общеобразовательное учреждение является
основным институтом социализации ребенка.
Восемь принципов инклюзивного образования
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть
услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте
реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том,
что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Под инклюзивным образованием понимается обучение в совместной
образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.
Цель инклюзивного образования – обеспечение доступа к качественному
образованию детей с ограниченными возможностями здоровья,
необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.
Задачи инклюзивного образования:
— создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-
социального сопровождения обучающихся в образовательном учреждении с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;
— освоение обучающимися образовательных программ в соответствии с
государственным образовательным стандартом;
— формирование у всех участников образовательного процесса
толерантного отношения к проблемам детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Нормативная база и полезные материалы по ФГОС
детей с ОВЗ
В настоящее время Минобрнауки России принято ряд
нормативных документов по вопросам инклюзивного образования,
ряд документов находятся пока в формате проектов. Это:
1.Концепция Федерального государственного образовательного
стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
2.Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государтвеннного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»
3.Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»
4.Требования к условиям реализации основной образовательной
программы на основе федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И.
Герцена):
— для глухих детей
— для слабослышащих и позднооглохших детей
— для слепых детей
— для слабовидящих детей
— для детей с тяжелыми нарушениями речи
— для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
— для детей с задержкой психического развития
— для умственно отсталых детей
— для детей с расстройствами аутистического спектра
5.Рекомендации по осуществлению государственного контроля
качества образования детей с ограниченными возможностями
здоровья(проект, разработанный в рамках государственного
контракта от 07.08.2013 № 07.027.11.0015)
6.Проекты адаптированных основных общеобразовательных
программ в редакции от 30.03.2015
7.Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 г. №. № ВК-2270/07
«О сохранении системы специализированного коррекционного
образования»
8.Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 «О
совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями
Министерства образования и науки РФ органам государственной
власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по
совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи»)
Положение школьном ПМПК

Положение об индивидуальном обучении

Письмо МОН и МП от 11.08.2016 № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью«

Приказ Минздрава России от 30.06.2016 №436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам  на дому

Санпин 2.4.2-3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным  общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ»

Об организации работы по введению ФГОС обучающихся с ОВЗ»

Методические рекомендации по ФГОС ОВЗ

Государственный выпускной экзамен 2018 год